. Управление образования г.Тынды - Общая информация ДО. Образовательный процесс. Продолжение

676282, Амурская обл., г. Тында, ул. Амурская, 20 "а"
8 (41656) 52-101
8 (41656) 55-241
goronotynda@yandex.ru


 



























ИРО


НОК

УчиРУ
Победа в ВОВ 70 лет







Дошкольное образование. Общая информация
Наполняемость ДОУ
Нормативные документы. Размер родительской платы
Организация питания
Медицинское обслуживание в МДОУ
Организация образовательного процесса
Рекомендации проектирования вариативного компонента образовательного процесса ДОУ
Организация дополнительного образования
Работа с родителями и общественностью

PDF

Развивающая образовательная среда всегда доступна для воспитанников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов во всех помещениях, где осуществляется образовательная деятельность.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

В группе компенсирующей направленности основная часть времени отводится на организованную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.

Реализация задач осуществляется в процессе специальной образовательной деятельности: индивидуально, по подгруппам и фронтально в соответствии с особенностями психического развития каждого ребенка с опорой на основные виды детской деятельности, режимные моменты, оздоровительные мероприятия, интеграции базовой и коррекционных программ.

Структура коррекционной работы представлена блоками: диагностический, коррекционно-развивающий, информационно-просветительская работа, консультативная работа.

Итоги результатов коррекционной работы педагогов ДОУ свидетельствуют о том, что правильная организованная система профессиональной деятельности педагога группы, учителя – дефектолога, учителя – логопеда и других специалистов, методы необходимой направленности воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения гармонизации психологического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Позволяют ребенку научиться принимать оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора, способствуют социализации.

Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей. В своей коррекционно – развивающей работе педагоги группы компенсирующей направленности используют нетрадиционные формы организации образовательной деятельности, инновационные технологии. Информационные технологии, в виде применения компьютерных презентаций, используется как наглядный дидактический материал, а также как средство визуализации и опосредованного контроля произношения

Внедрение информационных технологий позволяет сформировать интерес к получаемым знаниям, развивает интеллект и творческие способности воспитанников. Дети с большим желанием и интересом участвуют в познавательных развивающих играх, находят правильные варианты ответов. А если у ребѐнка есть интерес – значит, будет успех в обучении

Во всех детских садах была закуплена современная методическая литература. Оснащение методической литературой составляет 97%.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования особое внимание уделяется психолого - педагогическим условиям. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная в группах развивающая среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности. Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создается за счет вариативного и рационального использования помещений – как групповых комнат, так и помещений ДОУ в целом. Все сотрудники, без исключения, создают и поддерживают доброжелательную атмосферу в группе, что способствует установлению доверительных отношений с детьми:

- общаются с детьми дружелюбно, уважительно, вежливо, ласково;

- поддерживают доброжелательные отношения между детьми;

- голос взрослого не доминирует над голосами детей;

- в индивидуальном общении с ребенком выбирают позицию «глаза на одном уровне»;

- учитывают потребность детей в поддержке взрослых;

- чутко реагируют на инициативу детей в общении, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности;

- уделяют специальное внимание детям с особыми потребностями;

- при коррекции поведения детей чаще пользуются поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением.

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основой при организации образовательного процесса в дошкольных организациях выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе и гармоничное вступление в более взрослый период жизни.

Среди многих важных задач воспитания и развития детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку – одна из главных, и воспитатели постоянно проводят с детьми индивидуальные беседы, рассматривают фотографии, картины, наизусть заучивают стихи.

В течение дня работа по развитию диалогической и монологической речи планируется во всех видах деятельности. Дети при этом обогащают свой словарный запас. Воспитатели проводят работу по развитию артикуляционного аппарата, обогащают словарный запас детей синонимами, антонимами, сравнениями.

У детей старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет звукопроизношение вполне сформировано, и работа идет по улучшению дикции, умению правильно пользоваться звуками в потоке речи.

Учителями – логопедами: Лихановой Н.Л., МДОБУ ЦРР-ДС №12, Гавриловой Е.В., МДОАУ ДС №7, формируется у детей фонематическое восприятие и слухо – произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С –З, Ш –З ( отличаются работой голосовых связок); С_Ш, Сь-Щ, З-Ж (отличается местом образования); Т_Ц, С-Ц, Ть –Ч, Щ-Ч, Р-Л (отличается способом образования). Большая работа проводится по развитию грамматического строя, лексики. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные (овощи, лес, семья и др.). Активно используют синонимы (близкие, родные, овощи, плоды). В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.

Учитель – логопед Н.В.Кислицына., МДОАУ ДС №7, развивает у детей умения контролировать темп и ритм речи, силу и плавность голоса (игра «Эхо»). Развитие голосовой функции – это необходимое направление в логопедической практике.

Воспитатель подготовительной группы Прокопьюк А.А., МДОБУ ЦРР-ДС №12 «Непоседы», формирует у дошкольников выразительность речи, усвоение более сложных грамматических структур; освоение слова как сигнала, обобщающего на основе выделения существенных признаков. Такие элементы наглядных материалов как «Плакат города Красивой речи», раздаточные смайлики обеспечивают эмоциональный интерес детей, помогают овладению ситуативной речью, быстрому увеличению понимаемых и произносимых слов.

Воспитатель Сотникова С.В., МДОБУ ЦРР-ДС №12 «Непоседы», учит дошкольников точно использовать слова для передачи своих мыслей, чувств, представлений. объяснять значение слов незнакомых или близких по смыслу. Но, несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов, поэтому она профессионально достигает того, чтобы каждый ребёнок критически относился к ошибкам, стремился к точности и правильности высказывания (дидактическая игра «Небылицы»). При обучении монологической речи, пересказе произведения Э.Н.Заболотской «Как ежик письма писал» дети использовали как простые грамматические формы, так и сложные (союзные и бессоюзные) предложения.

Бровко С.А., воспитатель МДОАУ ДС №7 «Золушка», развивает у детей коммуникативные формы и функции языковой деятельности, практические речевые навыки, осознания речевой деятельности. Применяя мнемотехнику, развивает у дошкольников образное мышление внимательность, учит выстраивать логические цепочки и составлять рассказы - описания по картинкам.

Воспитатель МДОАУ ДС №7 «Золушка» Т.В.Буланова мастерски использует упражнения, в которых особое внимание обращает на само слово - это позволяет познакомить детей подготовительной группы с речью как с языковой действительностью, со словом как с единицей речи и сформировать у него правильные представления о предложении, слове, слогах и буквах. Учит графически записывать предложения.

Особое внимание уделяет глагольности речи – использует глаголы, связанные с движением и деятельностью, обучает использованию сравнений, а также обобщающих слов. Такое обучение обеспечивает расширение возможностей ребенка в построении сложных предложений.

Развивает у детей мелкую моторику руки, координацию движений, глазомер; формирует умение аккуратно раскрашивать рисунок, правильно выполнять штриховку. Дети подготовительной группы уже в начале года показывают отличную подготовленность к школе, умение правильно слышать и выделять все звуки речи, точно и отчетливо произносить слова и отдельные звукосочетания в словах, выстраивать сложные и развернутые фразы, употреблять слова и их сочетания по аналогии с ранее усвоенными формами и их сочетаниями.

А.И.Салимова, воспитатель МДОБУ ДС №6 «Черёмушка», поддерживает проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении с взрослыми и сверстниками, развивает умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.

Удачно поддерживает использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку к рассказу, новый сюжет в групповой работе на занятии «Путешествие в сказку». Это помогает развитию речевого творчества, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.

С целью повышения компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей в МДОБУ ДС №3 «Радуга» проведены мероприятия: консультации для педагогов «Речевое развитие детей в соответствии с ФГОС ДО», «Развитие связной речи через театрализованную деятельность у детей дошкольного возраста», «Развитие речи у дошкольников на основе сказок»; оформлены картотеки по развитию речи; разработаны проекты по речевому развитию; прошел смотр - конкурс «Лучшее дидактическое пособие по развитию связной речи детей»; смотр-конкурс ««Театр своими руками».

Ведётся исследовательская деятельность Щегловой Л.В.«Формирование умения составлять творческий рассказ у детей 6-7 лет, при восприятии художественных произведений живописи».

Воспитатели и педагоги принимают участие в конкурсах.

 

Мероприятие ФИО участника Результат
Всероссийский заочный конкурс, Викторина «Моя профессия-логопед» С.В.Лебедева 1 место
Международный конкурс: развитие речи у дошкольников «Познавательно-речевая игра» С.В.Лебедева 1 место
Всероссийский заочный конкурс, Дистанционный конкурс «Золотая рыбка», номинация - речевая игра Л.В.Денисова 3 место

 

В МДОБУ ДС №5 «Тындёнок» с целью повышения компетентности воспитателей в вопросах речевого развития детей педагогический коллектив второй год работает над темой «Совершенствовать работу по повышению качества дошкольного образования в освоении детьми образовательной области «Речевое развитие».

В рамках годовой задачи в 2018-2019 учебном году проведен ряд мероприятий:

- мастер – класс «Современные игровые технологии, применяемые в речевом развитии дошкольников»;

- мастер – класс «Применение современных инновационных технологий в развитии речи дошкольников»;

- «Театр теней, как способ речевого развития воспитанников»;

- круглый стол «Пересказ, как одна из форм обучения звуковой культуры речи, закрепления правильного произношения звуков»;

- смотр – конкурс уголков по речевому развитию.

Во всех ДОУ организуется взаимодействие с родителями по проблемам речевого развития дошкольников.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье целенаправленно и эффективно осуществляется в МДОБУ ДС№11.

В каждой группе имеется план работы по взаимодействию с родителями, где запланированы различные формы работы с ними, включающие темы по развитию речи.

Данная работа прослеживается во всех возрастных группах: начиная с 1 группы раннего возраста, заканчивая подготовительной к школе группе: консультации, беседы, советы родителям: «Особенности общения с детьми раннего возраста», «Как отвечать на детские вопросы?», «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет», «Об особенностях и проблемах речевого развития детей старшего дошкольного возраста». Буклеты, памятки: «Речевые игры дома», «Развиваем речь на прогулке, на кухне, на даче», «Играем пальчиками – развиваем речь», «Чаще читайте детям».

Папки-передвижки: «Речевые игры по дороге домой», «Учим детей пересказывать», «Показатели речевого развития детей 6 – 7 лет», «Особенности общения с детьми с нарушениями речи».

Консультации: «Развитие речи начинается в семье», «Учимся говорить правильно», «Зачем и как читать стихи», «Развитие речи детей посредством дидактических игр», «Как помочь ребёнку заговорить», «Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста», «Роль родителей в РР детей старшей и подготовительных групп», «Ребёнок из Зазеркалья. Что такое леворукость?».

Индивидуальные беседы, рекомендации: «Рассмотрим картину вместе», «Проведение артикуляционной гимнастики дома», «Читаем дома вместе с мамой».

Круглый стол, родительские собрания: «Азбука общения с ребёнком», «Общение с детьми, как важный фактор общения ребёнка».

Отклонения в речевом развитии старших дошкольников проявляются на различных уровнях: фонетическом, фонематическом, просодическом лексико- грамматическом, нарушения общения.

Отклонения в речевом развитии могут иметь как ярко выраженные внешние признаки, так и охватывающие системно различные уровни речевой деятельности, которые в свою очередь могут и не иметь внешних проявлений и являются стертыми. При работе с такими детьми очень долго идет этап автоматизации полученных знаний.

Логопедические воздействия учителями-логопедами в ДОО города Тынды (артикуляционная гимнастика; постановка звуков; автоматизация звуков; формирование слухового и зрительного внимания; фонематического слуха, то есть способности различать звуковые единицы родного языка; совершенствование пальцевой моторики рук; постановка речевого дыхания и голоса) полноценны и профессиональны. Не все дети с нарушениями речи могут быть охвачены. Необходима слаженная целенаправленная работа логопедов с воспитателями; она должна быть систематически связана с повседневной деятельностью по преодолению речевого дефекта у детей. Необходима каждодневная, кропотливая работа по закреплению правильного произношения, контроль со стороны взрослого за правильным произношением при спонтанной (свободной) речи ребенка, нужно неукоснительно соблюдать и выполнять все задания, требования и рекомендации специалиста.

Для детей старшего дошкольного возраста, которые посещают логопункты, проводится как индивидуальная, так и подгрупповая работа по коррекции речи. Всего коррекционной логопедической работой в шести дошкольных образовательных учреждениях города Тында действуют 7 логопедических пунктов (в МДОАУ №7 г. Тында – 2 логопедических пункта).

На начало 2018-2019 учебного года, после проведенного логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста в логопедические пункты было зачислено 214 детей, с различными речевыми нарушениями, такими как фонетико-фонематическое нарушение речи и общее недоразвитие речи - 1, 2, 3, 4 уровней. С диагнозом фонетико-фонематическое нарушение речи зачислено всего 68 детей, с общим недоразвитием речи различного уровня зачислено - 146.

После проведённой коррекционно-логопедической работы в течение 2018-2019 учебного года было выпущено из ДОУ - 187 ребёнок, из них с хорошей речью и правильным звукопроизношением соответствующей возрастным особенностям – 98 воспитанников. Выпущено с положительной динамикой – 47 детей. Оставлено для продолжения коррекционной работы на второй год обучения – 42 дошкольника и 6 детей выбыли из логопедических пунктов (это те дети, которые не посещали ДОУ по различным причинам или родители (законные представители) написали отказ от коррекционно-логопедической помощи). Основные причины низкого уровня речи детей - сложный характер нарушений речи, недостаточное выделение времени на охват детей, которые нуждаются в более длительной автоматизации звуков.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Дошкольный возраст – это время, когда закладывается фундамент всей жизни человека. И если уделять внимание развивающей образовательной среде для дошкольников как условию формирования оценки качества дошкольного образования - это будет способствовать становлению гармоничной, самодостаточной личности.

Проблема развития речи ребёнка во всех дошкольных образовательных учреждениях под особым вниманием каждого участника образовательного процесса. Целенаправленное обучение предусматривает групповую и подгрупповую образовательную деятельность (речевые игры-драматизации, описательные рассказы, индивидуальное общение, беседы). В утренний промежуток времени педагоги проводят артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, фонетическую ритмику, лексические и логоритмические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, индивидуальную работу. Педагоги всегда готовы к проведению образовательной деятельности и регулярно её проводят (но, не прослеживается в планах работа педагогов по придумыванию окончания сказок и пересказ, и нет рекомендаций данных игр и упражнений для родителей).

При организации образовательной среды, педагоги придерживаются гибкого комплексного зонирования, как важнейшего условия развития активности, самостоятельности, реализации творческих способностей ребенка с учетом индивидуальных потребностей соответствующего эстетического вкуса, формирующего эмоционально-положительный настрой детей и специфические гендерные особенности развития, как девочек, так и мальчиков.

В приёмной для родителей организованы тематические выставки творческих работ детей как эффективной формы учебно-воспитательного процесса по изобразительной деятельности, где родители могут увидеть работу (рисунок, аппликацию, поделку) своего ребёнка.

Анализ календарного планирования работы по всем разделам образовательной программы свидетельствует о соблюдении требований образовательной программы ДОУ, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала, системы получения детьми знаний, умений и навыков. Для проявления ребятами творчества планируются сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, организуются тематические вечера поэзии и театрального творчества (но, мало планируется сюжетно-ролевых игр нового поколения (МЧС, Банк, Поликлиника, Клиника для зверей, Семейный бюджет и др., режиссерских игр, игр-фантазий)).

В каждой группе имеется документация, необходимая для работы, но следует обратить внимание на оформление протоколов родительских собраний, встречается отсутствие подписи родителей о согласии с принятыми решениями или поимённого голосования.

В методических кабинетах учреждений постоянно действуют выставки: аттестация, подготовка к педсовету, материалы авторских разработок, также представлены материалы, отражающие мастерство педагогов: материалы семинаров-практикумов, педсоветов, консультационный материал и новинки методической литературы. Можно легко отследить нахождение этих методических материалов, т.к. их хранение выстроено в систему по направлениям в соответствии с образовательной программой. Методическое обеспечение и материально-техническая база образовательного процесса совершенствуется путем оснащения его литературой, наглядными пособиями, раздаточными дидактическими материалами, техническими средствами обучения и т. д.

В методической работе отводится особое время на индивидуально-дифференцированный подход к педагогической деятельности воспитателей и специалистов. Методическая работа с педагогами строиться на диагностической основе с учетом запросов каждого педагога, особенно в аттестационный период времени. В целях оказания методической помощи и своевременной профессиональной поддержки молодым педагогам в ДОУ организована работа творческой группы «Новатор», в состав которой вошли опытные педагоги, которые делятся своими педагогическими находками и опытом. Создана полифункциональная методическая среда, обеспечивающая педагогов необходимыми дидактическими материалами, средствами обучения и развития детей, а также условиями для профессионального развития и получения консультативной поддержки в процессе формирования общих и профессиональных компетенций.

Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная в группах развивающая образовательная среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности.

Проведены городские мероприятия для руководителей и заместителей руководителей ДОО: Совет Управления «Организация работы с родителями», участие в МГОС«Дошкольное образование как разносторонний, целенаправленный, функционально единый процесс воспитания и развития детей»; Совет Управления «Качество оценки деятельности образовательных организаций города Тынды». Коллективы ДО участвовали в видеоконференциях. В семинарах-вебинарах выходили со своими предложениями по проблемам «Сложности и ошибки правоприменения положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части дошкольного образования и требований ФГОС дошкольного образования». Продолжалась работа по совершенствованию педагогического просвещения педагогов через ресурсные центры, городские методические объединения, творческие площадки. Дошкольные организации тесно сотрудничали с коллегами начального школьного образования.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует от дошкольных организаций создания в детских садах конкретной предметно-пространственной среды.

В детских садах уделяется особое внимание эстетическому оформлению помещений, т.к. среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

  • образовательные учреждения города Тынды функционируют в режиме развития. Показан хороший уровень освоения детьми программного материала. Во всех ДОУ сложились творческие коллективы педагогов, имеющих потенциал к профессиональному развитию.

Таким образом, основная задача дошкольных организаций – создавать условия, при которых дети обучаются и развиваются, им интересно, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст и мотивированно переходят на следующий уровень образования (в школу) – выполнена.

 


Продолжение

А.И.Бевзенюк